Лес

Объявление





Форум совсем недавно создан и мы поздравляем вас с открытием . ^ Нам не просто даётся работать над форумом, поэтому мы приглашаем вас к нам. Гости, заходите и регистрируйтесь - специально для вас у нас есть Гостевушка, там вы можете поболтать и обсудить форум..



Погода: Как всегда тепло, светит солнце, зеленеет трава!


Помните - реклама ВЗАИМНАЯ!
Ник : Лесовичок
Пароль : лесной


.Otzi. Эйфория
Идет набор админов!


Идёт набор)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лес » О нас » Лесовички, домовые, водяные


Лесовички, домовые, водяные

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Домовой

http://i058.radikal.ru/1001/b3/606dcfc370aa.jpg

Домово́й (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме, в каждом семействе.

От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корма, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом: "Знай своё место, знай своё место. Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь, Да хозяйке угождать, а не воевать, Знай своё место, знай своё место". Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены Хозяином дома.

Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.
Домовые - единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его "представителем нечистой силы". Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали… Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее - ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких "духах", которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им "в тягость", ибо постоянно напоминают о наказании - жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они "обозлились" на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают людей недостойными для службы им (но вынуждены делать это), другие - за множество обид. Худо тому дому, где живут злыдни. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый - "приглашали". Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы… Для призыва домового известно множество способов, например: 1. Выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на верёвочку, и тянуть его за собой. Не в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете "тяжесть", это означает что домовой согласился жить с вами. 2. Более кровожадный, но самый эффективный. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот "знак".

* С тех пор, как в домах перестали ставить печь, за которой, по поверьям, и жил домовой, место его жительства переместили за радиатор отопления.
* В начале 90-х годов появилось понятие «Барабашка». По всем признакам, действия Барабашки соответствовали утверждениям о разгневанном домовом.

0

2

Лесовичок

http://i074.radikal.ru/1001/ed/7f17fb9140be.jpg

Давным-давно, когда густые леса простирались от Волги до Студёного Моря, людям, селившимся по берегам рек и озёр, приходилось нелегко. Жизнь их зависела не только от погоды и даров природы, но и от отношения к ним тех, кто населял эти места издревле. Раньше людей жили лишь лесные звери и Духи Леса – его Хранители. Люди их звали – всяк по своему: Леший, Хозяин Леса, Лесной Дух, Хозяин Зверья, Лесовичок…

В лес ходили, предварительно испросив на то разрешение у Хозяина Леса. Со времён древнейших поселений существовал обычай не трогать деревья, растущие на опушках лесов. Первые жилища строили в тех местах, где деревья плотно сплетались, не давая росту молодой поросли. В гуще леса строили шалаши. Под этим естественным сводом делалось углубление в земле, пол устилали листьями, хвоей, травой; стены шалаша укрепляли принесённой с реки глиной. Об этом рассказывали очень старые Домовые, слышавшие это от ещё более Старых Домовых. И тогда Лесные Духи впервые серьёзно заинтересовались деятельностью людей. Долго ещё они присматривались к человеку.

Духи Леса поняли, что есть польза от соседства с людьми. Они обнаружили что там, где люди собирали сухостой, убирали поваленные деревья и заготавливали хворост для очага, деревья на тех местах росли более крепкими и здоровыми. Лесовички поняли, что руками людей можно помочь лесу! На очищенных местах обнаруживались новые растения и деревца, которых раньше не было. Как рассказывают старые Лешие, именно они подсказали людям строить вместо шалашей дома из деревьев. Ведь в те времена росли огромные дубы, в больших дуплах которых селились целые семьи. Умирающие дубы, по просьбе Леших, валили медведи. Зачастую Дух Леса, чтобы свалить старое сухое дерево, направлял туда сильный ветер. Юные Лесовички заманивали людей, ходивших в лес в такой бурелом. Зачастую, обнаружив такое место, пришедшие охотники или ягодники основывали поселение. При обилии крепких и больших деревьев, взамен шалаша появились первые деревянные дома.

Люди и Лешие заключили соглашение: людям надо жить в домах, укрываясь от непогоды, а Лешим указывать людям, где брать деревья для строительства и какой участок леса очистить от бурелома. Благодаря содружеству и заключённому соглашению меж людьми и Хранителями Леса изначально не было варварского уничтожения лесов, а напротив – разумная помощь природе.

Многие из лесных Духов, найдя себе по вкусу и по душе людей, остались жить с ними. Так часть Лесовичков стали Домовыми, не порывая связи со своими друзьями – Лешими и прочими обитателями и Хранителями леса. Именно они, получив сообщение от Лешего, посылали обитателей своего дома очистить от бурелома или после пожарища участок леса. В благодарность людям указывалось ягодное место, не прятались от них грибы, посылался зверь, которого можно было добыть.

Сегодня, даже забыв обычаи предков, люди помнят предания о Леших… Сказки о том, что Леший может блазнить, запутать сочиняются теми, кто не умеет слушать лес и вредит ему. В старину бытовало мнение о том, что хорошего человека Хозяин Леса в обиду зверю не даст. Заблудившихся детей Леший выводил на «дорогу», ведущую домой. Меж людьми и Лешими существовало доверие. Лесные жители показывались в своём настоящем облике! Их не только не боялись, а долго хранили память о встрече, если таковая случалась. Память об этом хранилась, как семейное предание.

Кто такие на самом деле Лешие и Лесовички? Когда лесов было много, на каждом участке хозяйничал свой Дух Хранитель. Из молодых он подбирал себе помощников. Хозяин Большого участка леса так и оставался Хозяином. Опытный Хранитель из лесных Духов опекал свою территорию, его величали Лешим, а его помощников – Лесовичками. Лесовички могли испытывать привязанность к каким-либо деревьям или животным: один предпочитал заботиться о зайцах, другой о волках… Они регулировали поголовье зверя, определяя кому быть «кормом», а кому продолжить род. Другие предпочитали травы, цветы, ягоды. Все они поддерживали связь с Домовыми.

Когда люди забыли не только о существовании Древнего Договора, но и самом факте существования исконно Лесных Жителей, молодые Лесовички стали на лесных опушках выставлять дозорных, чтобы те сообщали о приближении людей. Вот тогда-то и стали происходить с людьми неприятные истории в лесу: попадание в собственные капканы, потери топора или ружья, а могла и змея укусить…

Бывало, человек мог заблудиться и выйти невесть где, а было, что и совсем пропадали. Но это происходило с плохими и глубоко порочными людьми, к кому даже Домовой на помощь не приходил, а для Лешего это было равносильно приговору. Тогда-то и стали появляться глупые россказни о «страшных» Леших. Будто им делать больше нечего, как всем, приходящим в лес, вредить.

Видят их каждый, как способен видеть. Хорошему человеку показывается добрым и забавным «старичком». Плохого и напугать не грех, надолго отбив охоту в лес ходить. Все Лешие и Лесовички друг на друга не похожи, каждый украшает себя по собственному вкусу и разумению. Кто предпочитает шишками себя украшать, кто цветами, а кто мхом и лишайником… у Лешего есть отличительный знак – Посох, то есть суковатая палка. Лесовичкам палка по «статусу» не положена: у них в руке веточка. Основным транспортом Лешего издревле служат Зайцы. Леший ездит на Зайцах, носит бороду, а Лесовичок нет. Лешие и Лесовички дружат с Домовыми, могут ходить к ним в гости, быть приглашёнными в баню. Если хозяйская кошка в дружбе с Лешим, то может ходить далеко в лес, где ей обеспечена полная безопасность...

Лесные Духи не забыли и свято чтут условия древнего Договора. Сегодня, как и в древние времена, они заботятся о лесе и жизни в нём.

0

3

Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.  Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах.
Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.

В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.

Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар.

Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью - и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.

Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!

Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.

У западных славян водяной назывался Езерним - озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их.

Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень.

0


Вы здесь » Лес » О нас » Лесовички, домовые, водяные